Статья 21413

Название статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Авторы

Курина Вера Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, директор Института культурологии и социально-культурных технологий, Самарская государственная академия культуры и искусств, (Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167), mail@smrgaki.ru

Индекс УДК

37

Аннотация

Актуальность и цели. В современной системе профессионального образования важным аспектом повышения качества подготовки студентов является умение педагога проектировать образовательное пространство, в котором созданы комфортные условия для коммуникации и творчества. Это один из эффективных путей реализации субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе. Цель работы – проанализировать педагогическую проектную деятельность в системе высшего профессионального образования с учетом осуществления коммуникативной функции.
Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи были решены при теоретическом обобщении публикаций по вопросам проектирования педагогического процесса, реализации коммуникации в образовательном пространстве, извлеченных из фондов Самарской областной библиотеки, библиотеки Самарской государственной академии культуры и искусств и личных фондов автора. Особое место занимают опубликованные работы о визуальной культуре между субъектами образовательного процесса. Методологический потенциал включает: теоретический анализ, применение которого позволяет сопоставить проектную деятельность преподавателей в вузах; наблюдение, значимость которого заключается во внесении изменений в практический опыт педагогов системы высшего образования в соответствии с современными требованиями к процессу обучения.
Результаты. Исследованы основные теоретические положения о технологической культуре педагога в педагогическом проектировании образовательного пространства, что позволяет ему эффективно управлять педагогической системой. Рассмотрены реализуемые в процессе обучения виды коммуникации. Отмечена важность визуальной коммуникации, помогающей реализовать передачу информации через эмпатическое виденье.
Выводы. Изучение особенностей педагогического проектирования образовательного пространства вуза позволят говорить о реализации в этой деятельности творческого потенциала педагога; в проектировании учитываются необходимые условия сочетания теоретического познания и практического обучения через коммуникативный аспект.

Ключевые слова

проектирование, педагогическая среда, пространство, педагогическое творчество, коммуникация, визуализация, дидактические средства, субъекты образования.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Жеребятникова, Г. В. Образовательное пространство вуза: современное ос-мысление понятия / Г. В. Жеребятникова // Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 26 сентября 2012 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 64–73.
2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
3. Старостина, С. Е. Естественно-научное образование: теоретический аспект / С. Е. Старостина. – Новосибирск : Наука, 2010. – 206 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития пси-хики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
5. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. – СПб. : Знание, ИВЭСЭП, 1999. – 496 с.
6. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.- М. :Педагогика, 1981.– 186 с.
7. Семенов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семенов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. – 199 с.

 

Дата создания: 31.05.2014 08:41
Дата обновления: 31.05.2014 11:15